вторник, 3 февраля 2009 г.

Учёт финансов (начало)


Одна из самых непростых тем. Казалось бы, учитывай себе. Записывай расходы и доходы и всё. Тем не менее, весь этот учёт тесно связан с планированием финансов и с финансовой дисциплиной. Кто-то скажет, скучная процедура. Да и многие забывают записывать расход и доход ежедневно. Но скукота проходит, как вы видите, что управляете финансами. Да… да… Именно управляете. И не забудете записывать расход и доход, так как из этого можно сделать ритуал. Например, вечером, когда уже все финансовые операции завершены, вы фиксируете их. И у каждого члена семьи будет возможность высказать свои пожелания насчёт необходимых расходов на предстоящий месяц. А так же вы можете дарить, что - нибудь за информацию, например яблоко. Таким образом, из монотонной процедуры, вы превратите учёт финансов в ожидаемый процесс.

Где вести учёт? Конечно, можно записывать всё на бумаге. Этого никто не запретит. И эта информация не исчезнет. Но в век повальной компьютеризации, глупо было бы не воспользоваться специальными программами. Но по собственному опыту скажу, удобнее всего вести учёт в простом Excel и Family. Последняя, специально создана для управления домашними финансами. Сайт разработчика Sanuel. Это не реклама. Просто, перепробовав кучу программ, я пришёл к такому сочетанию. Почему я использую две программы. Во-первых, Excel можно настроить под свои нужды, а во-вторых, он более надёжен. Но не лишён недостатков. Excel сложен и кто в нём не разбирался, рискует потратить на него много времени. Family - удобная программа и в ней большое количество дополнительных функций. Например, можно ставить цель, определять её стоимость, а так же определять источник финансирования цели и программа сама в процентах считает, сколько до достижения цели осталось. Для нас это очень удобно. Но есть недостатки – сложность её. Плюс недоработанность. И цена, думаю, завышена раза в два. Такую цену можно ставить, когда программа идеальна.

Ещё из хорошего, могу отметить, недоработки исправляются, я сам вижу. Я и выбрал эту программу потому, что она наиболее перспективна и предоставляет множество возможностей для управления финансами.

Вообще, надо бы отдельный обзор по этим программам сделать.

Учёт расходов.

Учёт финансов ещё необходим для понимания, откуда деньги приходят и куда уходят. Расходы нужны тоже. И важны они. Особенно если понимать, как они делятся. Расходы бывают следующие:

1.Важные и первой необходимости


2. Важные, но не первой необходимости

3. Неважные, но первой необходимости

4. Неважные и не первой необходимости

Комментарии к каждому квадрату:

  1. Это, например, лекарства при болезни. Или расходы на врачей, еду…
  2. Это те расходы, которые нужно сделать, но по срокам не так «горят». Например, тоже расходы на здоровье, но уже на его поддержание – спортивные клубы и т.д.
  3. Например, ремонт, какой ни будь вещи.
  4. Например, приобретение какой ни будь безделушки или конфеты.

Процентное соотношение всех расходов из первого – 15%; из второго 75%; из третьего 10%; из четвёртого – 0%.

Ещё можно поделить расходы на полезные и бесполезные.

Каждый расход записывается в отдельное статье, например потратили вы на хлеб, для него отдельная статья-еда. Купили воду, этот расход записывается в статье - напитки. Я часто встречал в программах по учёту финансов статьи – «ребёнок», «жена», «муж» и т.д., но это не статьи расходов. Удобно, конечно, когда мы знаем на кого тратяться деньги. Но такая информация отвечает на вопрос «кто?», а не «куда?»

Чем подробнее записи по расходам, тем больше возможностей для анализа. Например, если у вас 50 статей по расходам, то вы можете всё детально отследить. Увлекаться тоже не надо. В идеале 45-50 статей для учёта расходов хватает, для полного анализа ситуации.

Пока информации по учёту расходов достаточно. Перейдём к учёту доходов.

Учёт доходов

Их можно поделить на основные и дополнительные. Но доходы надо обязательно диверсифицировать. В идеале надо 5 источников доходов, которые дают по 20% в общий поток дохода. И когда вдруг 1-2 источника дохода иссякнут, вы будете чувствовать себя уверенно, так как есть ещё источники. Так, конечно, редко бывает. Чащё у нас 1 основной и 1-2 дополнительных. Или источник дохода только 1 и если он вдруг нас подводит, то мы получаем стресс.

Комментариев нет:

Отправить комментарий